Воскресенье, 05.05.2024, 15:38
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики, информатики и ИКТ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Публичное представление собственного инновационного опыта

Публичное представление собственного инновационного опыта Баландиной Натальи Михайловны

учителя математики, информатики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза П. И. Орлова»  города Саранска.

Методическая проблема: «Формирование информационной культуры учащихся, научной картины мира, развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала, как средство социализации школьника через предметы естественного цикла».

Актуальность и перспективность опыта

Для того чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества школа должна подготовить выпускников, которые являются не только хорошими специалистами в своей области, но и умеющими гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. От умения работать с информацией, критически осмысливать ее, от умения организовать познавательную систематическую деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе,  формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых можно считать информационную. Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий». С этим термином тесно взаимосвязаны «информационная грамотность» и «информационная культура».

Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств обучающегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.

Наиболее адекватным при организации учебного процесса и формирования информационной грамотности является личностно-деятельностный подход, при котором в центре познавательного процесса находится ученик и его учебная деятельность, а главной целью организации процесса обучения является создание условий для развития его познавательной активности.

Одними из требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования является формирование научного типа мышления, научных представлений, владение научной терминологией, а также формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному развитию науки и общественной практики, т.е. формирование научной картины мира.  Она представляет собой систему важнейших принципов и законов, лежащих в основе функционирования и развития мира Природы, проверенные и доказанные представления об устройстве мира.   

Мир развивается по своим объективным законам, как "вещь в себе ". Цель обучения - образовать ученика, помочь ему познать эти, независящие от него законы. Достижение этой цели осуществляется через конструирование учебного предмета как своеобразной проекции науки, изучающей и описывающей объективные законы. Познавательная деятельность ученика рассматривается (и соответственно строится) как деятельность научного познания, основным атрибутом которого является теоретическое мышление. Поскольку мир существует и развивается по своим объективным законам, независимо от познающего субъекта, то последний в своей деятельности познает (отражает) этот мир, но не является его непосредственным творцом. Человек и мир находятся как бы по разным сторонам друг от друга. Задача человека сначала познать этот отчужденный от него мир, приспособиться к нему, а затем преобразовать. Таким образом, ученик становится субъектом познания, только изучив объективные законы, интериоризировав знания о мире и используя их в своей деятельности. Иначе говоря, мир существует вне меня, без меня; я должен познать объективные законы его существования, чтобы научиться им управлять. За основу построения учебного предмета тем самым принимается модель научного познания, функция которой - описание картины мира, его содержания, происхождения, изменения, развития

Теоретическая база опыта.

 Понятие научной картины мира.

Понятие естественнонаучной картины мира.

Универсальная научная картина мира – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.

Ее задача – обоснование теории, связь ее с окружающим миром, соединение абстракции (теория) с наглядными формами.

Универсальную картину мира делят на:

-ненаучную картину мира (религиозная) – совокупность знаний, недоказанных и необоснованных фундаментальной наукой.

- научную картину мира -совокупность знаний о природе, человеке и обществе, доказанных и обоснованных фундаментальной наукой.

Требования к картине мира:

- отображать наиболее общие свойства и закономерности природы;

- допускать дополнения, исправления и уточнения в связи с появлением новых научных представлений;

- постоянно проверяться, и соотноситься с изменениями окружающего мира.

Каждая картина мира строится на основе определенных научных теорий и по мере развития практики и познания одни картины мира сменяются другими.

Функции научной картины мира:

1) Познавательная – обнаруживаются новые научные сведения, факты и оформляются в виде знания.

2) Аналитическая – раскрывается сущность изучаемых объектов при выделении их элементов и взаимосвязей между ними

3) Обобщающая - научные знания представляются в общем виде на основе существенных признаков.

4) Систематизирующая – научные знания представляются в определенном порядке на основе выбранного признака

5) Прогнозирующая – предсказываются будущие изменения изучаемых объектов для получения нового научного знания.

Возникновение более общей картины мира, например естествознания, предполагает анализ различных дисциплин, изучающих природу. Еще более обширный и глубокий анализ приводит к формированию общей научной картины мира, то есть научные картины мира различного уровня глубины можно рассматривать как результат осуществления соответствующей исследовательской деятельности.

Свойства современной научной картины мира:

- объективность – направлена на изучение сущности самой вещи;

- строгость, достоверность, обоснованность, доказательность;

- динамичность – постоянное стремление к развитию;

- закономерность – представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

 Естественно – математические науки играют в формировании научной картины мира особую роль, развивая у ребенка видение себя и окружающего мира с помощью основных закономерностей, теорий, которые изучаются на уроках физики, химии, биологии, математики. Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира.   Но решить такую задачу невозможно в рамках одного учебного предмета.  Поэтому в теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисциплин, которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к пониманию общей картины мира. 

Изучение всех предметов естественнонаучного цикла тесно связано с математикой. Она дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных предметов.

 Участвуя в данном эксперименте, как учитель математики, я стала использовать интеграцию математических знаний с естественными предметами. Интегрированный подход позволяет учителю расширить границы предметности, указать ученику путь поиска решения проблем, используя все знания, выходящие далеко за рамки отдельного предмета. При проведении интегрированных уроков по разным предметам, в результате у детей возникает более целостное восприятие мира, формируется системно-деятельностный подход в обучении.

       Математические приемы в физике используются весьма часто:

- для выражения законов в общей и точной форме;

- для вывода тех или иных закономерностей из теоретических предпосылок;

- для преобразования формул;

- для нахождения таких величин, измерение которых непосредственно невозможно;

- при многочисленных расчетах и в решении задач.

Межпредметные      связи    курсов  математики    и   информатики. На таких уроках учителю нужно сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий. Эти уроки также позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их самостоятельному приобретению знаний.

В курсе информатики расширяются и закрепляются следующие основные понятие, введенные в курсе математики: понятие величины, алгоритма, математической функции, числа, развитие   представления о численных  методах, формируемых в курсе математики. Успешное освоение учебного материала в курсе подготавливается и обеспечивается изучением предыдущих тем арифметики, алгебры, геометрии.

Связь математики с информатикой способствует развитию любознательности, увлеченности и учащихся, развивает познавательный интерес.

 Математические знания просто необходимы при изучении естественно-научных дисциплин, поэтому необходимо, чтобы материал изучался на уроках математики, а затем уже в других дисциплинах.

Межпредметные связи оказывают влияние на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании математики, и, наоборот, идущие от математики в другие учебные предметы.

Уроки, построенные на основе интегративного подхода, развивают потенциал учеников, стимулируют познание ими окружающей действительности, развивают у них логику мышления, коммуникативные способности. Именно такая подготовка, включающая использование проектных технологий и межпредметных связей, обеспечивает   конкурентоспособного   специалиста   в   интегрированном информационном пространстве современного общества. Межпредметные связи предусматривают: во-первых, взаимную согласованность программ и учебников; во-вторых, согласованную систему работы  учителей различных дисциплин и всестороннее рассмотрение на уроках предметов и явлений; в-третьих, мыслительную деятельность обучающихся по воспроизведению ранее усвоенных знаний смежных предметов и увязыванию их с новым материалом.

Отбор содержания уроков межпредметного характера определяет выбор форм уроков, которые способствуют обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем. Как правило, это комплексные формы обучения (семинары, экскурсии, конференции, домашние задания, обобщающие уроки). Одновременно происходит активизация методов и приемов обучения, обеспечивающих перенос знаний и умений учащихся из различных предметов и их обобщение.  На уроках используются и специальные средства обучения, организующие учебно-познавательную деятельность обучающихся по осуществлению межпредметных связей (межпредметные познавательные и практические задачи, проблемные вопросы, карточки-задания, комплексные наглядные пособия, приборы, используемые при изучении других предметов, учебники по другим предметам и т.п.). Такая перестройка процесса обучения   сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннее развитие личности.

Результативность.

Использование данной технологии на уроках математики позволяет формированию универсальных учебных действий. Это подтверждается стабильными результатами обучения, не только по результатам внутреннего мониторинга, но и результатами ОГЭ. 

Возможность тиражирования

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на семинарах. Своей работой я делюсь с коллегами: провожу открытые уроки, внеклассные занятия, выступаю на методических объединениях и педсоветах школы, посещаю уроки молодых специалистов с целью оказания методической помощи.

Выступления на ШМО учителей естественнонаучного цикла:

  • «Патриотическое воспитание обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности» (2017-2018 учебный год);
  • «Самообразование педагога как способ формирования педагогической компетенции» (2018-2019 учебный год);
  • «ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования» (2019-2020 учебный год);
  • «Применение электронных ресурсов на уроках математики и информатики как условие создания доступной и открытой среды в обучении» (2019-2020 учебный год).
  • «Применение инновационных технологий на уроках математики и информатики» (2020-2021 учебный год);
  • «Применение электронных ресурсов на уроках математики и информатики как условие создания доступной и открытой среды в обучении» (2020-2021 учебный год);
  • «Реализация Модуля «Школьный урок» программы воспитания на уроках математики» (2021-2022 учебный год).

Выступления на педагогическом совете:

  • «Индивидуализация и дифференциация в обучении математике как средство развития потенциала школьника и одного из условий повышения качества образования» (2019-2020 учебный год);
  • «Применение инновационных технологий на уроках математики и информатики».

Открытые уроки:

  • по математике в 6А классе «Сложение рациональных чисел»;
  • по алгебре в 8 классе «Решение уравнений, сводящихся к квадратным»;
  • по алгебре в 8А классе «Дробно-рациональные уравнения»;
  • по математике в 5А классе «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»;

Открытые внеклассные мероприятия:

  • «Сохраним природу вместе!»;
  • «Жить здорово!»;
  • «Вклад учёных в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»; 
  • «Что? Где? Когда?»

     

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024